|
|
 |
 |
Самое-самое |
|
|
|
Легкий танк Т-38. |
В 1936 году на заводе № 37 имени С.Орджоникидзе под руководством нового главного конструктора Н.А.Астрова был разработан плавающий танк Т-38, в конструкции которого по возможности учли все достоинства и недостатки предшествующих моделей. В том же году началось его серийное производство.
Танк имел частично сварной, частично клепаный корпус. Дополнительные поплавки, как на Т-37А, не предусматривались. Башня цилиндрической формы была смещена к правому борту. Пулемет ДТ устанавливался в шаровой установке. Командир танка размещался слева на сиденье мотоциклетного типа, регулируемом по высоте, механик-водитель — справа. Двигатель ГАЗ-АА устанавливался сзади вдоль оси танка. К коробке передач крепился редуктор отбора мощности на трехлопастный гребной винт левого вращения. Поворот танка при движении на плаву осуществлялся рулем.
Ходовая часть танка в целом подобна танку Т-37А. По своим основным показателям танк Т-38 был вообще близок к своему предшественнику, однако замена дифференциала бортовыми фрикционами и отбор мощности на гребной винт через специальный редуктор существенно повысили его маневренные качества.
В опытном порядке был построен танкТ-38М1 с подвеской легкого полубронированного тягача «Комсомолец». А вот вариант Т-38М2 с двигателем ГАЗ-М1 мощностью 50 л.с. производился серийно. Для усиления вооружения танка предприняли попытку установить на него автоматическую пушку ТНШ-20 калибра 20 мм. Однако стандартная башня оказалась слишком тесной для этой артсистемы.
На базе агрегатов Т-38 была построена самоходная артустановка, вооруженная 45-мм пушкой.
Помимо завода имени С.Орджоникидзе, Т-38 начал выпускать и Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) — в 1935 году он изготовил 36 танков такого типа. Последнее обстоятельство, по-видимому, и подтолкнуло газовцев на создание своей амфибии — «в пику» Т-38.
Эта идея воплотилась в танке ТМ («Танк Молотова»), созданном на базе Т-37. Он был существенно длиннее: вместо двух тележек опорных катков установили три. Наиболее же существенной его особенностью стало наличие двух двигателей ГАЗ-М1, установленных параллельно. Поскольку ТМ не имел никаких существенных преимуществ перед Т-38, то серийно его не выпускали.
Как и Т-37, часть «тридцать восьмых» оснащалась радиостанцией 71-ТК-1.
В 1939 году в НИИ № 20 была разработана телемеханическая (радиоуправляемая) группа танков Т-38, вооруженных, помимо пулеметов, и огнеметами. Она состояла из телетанка Т Т-38 и танка управления ТУ-38. Дальнейшего развития эксперимент не получил.
На базе Т-38 завод «Компрессор» в опытном порядке построил огнеметный танк ХТ-38, который серийно не выпускался. Всего же с 1936 по 1939 год изготовили 1340 танков Т-38. В 1941 году вместе с Т-37А они состояли на вооружении разведподразделений танковых дивизий и в основном применялись в боях начального периода Великой Отечественной войны, когда и были почти все потеряны. Некоторое количество этих машин использовалось в тылу для учебных целей. Последний же случай боевого применения Т-38 относится, по-видимому, к 1944 году, когда один батальон этих машин совместно с батальоном плавающих автомобилей «Форд GPA» принял участие в форсировании реки Свирь. |
Боевая масса |
3,3 т |
Экипаж |
2 чел. |
Габаритные размеры |
длина - 3780 ширина - 2330 высота - 1630 клиренс - 300 |
Вооружение |
1 пулемет ДТ калибра 7,62 мм. |
Боекомплект |
1512 патр. |
Бронирование |
корпус (лоб, борт, корма) — 9 мм крыша — 6 мм днище — 4 мм |
Двигатель |
ГАЗ-АА, четырехцилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 40 л.с. (29,4 кВт) при 2200 об/мин. |
Трансмиссия |
однодисковый главный фрикцион сухого трения, четырехскоростная КП, карданный вал, главная передача, бортовые фрикционы с ленточными тормозами, бортовые передачи, редуктор отбора мощности на гребной винт. |
Ходовая часть |
четыре опорных катка на борт, сблокированных попарно в две тележки, подвешенные на горизонтальных спиральных рессорах: два поддерживающих катка; направляющее колесо; ведущее колесо переднего расположения; в каждой гусенице 86 траков шириной 200 мм, шаг трака 87 мм. |
Скорость |
макс.: на суше — 40, км/ч; на плаву — 6. |
Запас хода по шоссе |
220 км. |
Преодолеваемые препятствия |
угол подъема, град. — 33; ширина рва, м — 1,6; высота стенки, м - 0,5 |
|
Источник : http://www.ipclub.ru/arsenal/angar/WWII/army/ |
|
 |
 |
|
|
|